Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game – изометрическая ролевая игра в постапокалиптическом сеттинге, разработанная компанией Black Isle и выпущенная компанией Interplay в 1997 году.
Действие игры разворачивается в 2161 году, через восемьдесят четыре года после ядерной войны между США и Китаем. В находящемся на территории Южной Калифорнии противоядерном Убежище 13 ломается водяной чип, и запасов воды остаётся всего на сто пятьдесят дней. На поиски нового водяного чипа и отправляется главный герой (или героиня) игры.
Главной особенностью Fallout была (и остаётся) полная и абсолютная свобода во всём. Игрок волен идти куда хочет, делать что хочет и развивать персонажа как хочет. Постъядерная Пустошь – это гигантская территория, насчитывающая пять городов и множество других локаций, а также предоставляющая простор для исследования и интересных случайных встреч. Фактически, единственное игровое ограничение – это ограничение по времени (чип нужно найти за сто пятьдесят дней), но и от него ближе к середине игры легко избавиться.
Присущая игре свобода действий проявляется и в использовании ролевой системы S.P.E.C.I.A.L (Strength, Perception, Endurance, Charisma, Intelligence, Agility, Luck ), разработанной специально для неё. При создании персонажа игрок распределяет очки между его характеристиками, выбирает 3 основных навыка (из 18 доступных; основные навыки отличаются тем, что на их увеличение тратится меньшее количество очков навыков), и 2 особенности (почти каждая из которых даёт персонажу одновременно достоинство и недостаток). Кроме того, каждые 3 уровня персонаж может выбрать перк из предоставленного списка, если его характеристики соответствуют необходимым для данного перка. Персонаж, таким образом, не привязан к какому-либо классу, и может развиваться в любом направлении, которое выберет игрок.
Действие игры почти всегда происходит в реальном времени, за исключением битв. Когда игрок встречает противника, игра переходит в пошаговый режим. На совершение каждого действия, от выстрела или удара ножом до смены оружия, тратятся очки действия (action points), все участники боя ходят по очереди. В игре присутствует возможность стрелять (или ударять) в отдельную часть тела персонажа. Вероятность попадания растёт по мере увеличения соответствующих навыков, но никогда не может превышать 95%.
Кроме того, игру отличает уникальный сеттинг. Это не обычный sci-fi, хотя действие и происходит в будущем. Игра выполнена в стилистике ретрофутуризма (т.е. будущего, каким оно представлялось людям в 50-х годах XX века). Место и время действия – ещё одна причина, по которой игра так полюбилась игрокам.
Кроме того, игра знаменита своим саундтреком от культового композитора Марка Моргана. Его мрачноватые треки создают половину уникальной атмосферы игры.
В России игра была официально выпущена лишь в 2008 году, через 11 лет после релиза. Хотя до этого было выпущено множество пиратских переводов. Официально игра была локализована и издана компанией 1С.
Описание разработчика:
Игра разворачивается после событий атомной войны, которая уничтожила почти весь мир. Вам достается роль жителя безопасного Убежища 13, места, которое не тронули мутанты, радиация, работорговля и даже элементарная жестокость. Но однажды жизнь, казалось бы, абсолютно защищенного Убежища, оказывается на грани исчезновения – чип, ответственный за очистку воды, перестал работать. Ради родного Убежища вы отправляетесь в огромные радиоактивные Пустоши…